Главная

Киношный
Бонд
Фильмы
Бонды
Девушки
Злодеи
Автомобили
Книжный Бонд
Биография
Флеминг
Книги
Пресса
Разное
Midi
Ссылки
Гостевая
e-mail

Бонду стукнуло сорок

В Лондоне открылась выставка, посвященная 40-летию первого фильма о британском суперагенте 007

Из служебной характеристики агента 007: рост - 183 см, вес - 76 кг. Владеет всеми видами ручного огнестрельного оружия, боксом, метанием ножа. Нецензурной лексики не употребляет.

Бесспорно, что 19 фильмов о Джеймсе Бонде, первым из которых был "Доктор Ноу" (1962), неожиданно для их создателей превратились в самый знаменитый и самый доходный предмет английского культурного экспорта. Пожалуй, лишь эти фильмы составляют серьезную конкуренцию голливудским блокбастерам на мировом кинорынке. В ноябре на экраны выйдет юбилейный, 20-й фильм о Бонде под названием "Умри в другой раз" ("Die Another Day"), бюджет которого оценивается в 100 миллионов долларов. Доход семейства Брокколи, владеющего правами на сюжеты о Бонде, только от проката этих фильмов уже зашкалил за 3 миллиарда.

Любопытно, что, когда в 62-м году продюсеры "Доктора Ноу" обратились с просьбой о финансировании их проекта к крупным кинокомпаниям, их просьбу отвергли все. В конце концов глава "Юнайтед артистс" Артур Крим, смилостивившись, предложил им миллион долларов, на который и был снят первый фильм об агенте 007.

Автор бондианы английский писатель, джентльмен и отставной разведчик Ян Флеминг как-то обмолвился, что начал сочинять романы о Бонде, чтобы отвлечься от шока, вызванного поздней, в 43 года, женитьбой. Однако эти писания, ставшие для него противоядием от семейного стресса и скуки, вскоре превратили их автора в самого популярного англоязычного писателя 50-х годов. Кстати, имя своего героя Флеминг заимствовал у известного английского орнитолога, автора книги "Птицы Вест-Индии", которую он читал на своей вилле на Ямайке, где писались романы о бесстрашном разведчике.

Надо сказать, что романный Бонд значительно отличается от его киношной ипостаси. Флеминг замыслил своего героя как английского джентльмена на секретной службе Ее Величества, чье поведение определялось прежде всего серьезностью патриотических убеждений, преданностью идеалам монархии и бесстрашием в борьбе с агентами советского коммунизма. Конечно, и в романах Бонд был гурманом, денди и донжуаном, но вс+ это подавалось лишь как легкие штрихи к портрету верного рыцаря империи. И лишь с легкой руки режиссера "Доктора Ноу" Теренса Янга британский суперагент превратился в мачо и плейбоя, с величайшей иронией и юмором относящегося и к своим обязанностям, и к общественным нравственным установлениям. Самоирония, которую внес в образ Бонда Теренс Янг, стала обязательной частью трактовки его характера всеми пятью исполнителями этой роли - Шоном Коннери, Джорджем Лейзенби, Роджером Муром, Тимоти Далтоном и Пирсом Броснаном. Естественно, что тон здесь задал Коннери, снявшийся в первых пяти фильмах о Бонде. Однако, как отметил редактор журнала "007" Грэм Рай, самоирония последних фильмов бондианы оказалась чреватой самопародией, подточившей художественный фундамент, заложенный Флемингом.

Успех фильмов о неустрашимом британском разведчике с правом на убийство во многом объясняется не только захватывающими приключениями их героя, но и умелой эксплуатацией мифа об английском джентльмене. Считается общепризнанным, что понятие "джентльмен" - это уникальный вклад англичан в мировую цивилизацию. Однако в самой Англии этот социальный тип в чистом виде давно не встречается, хотя здесь нередко можно вс+ еще услышать в разговоре: "Ну, он - джентльмен и так не поступит". И, конечно, последнее место, где можно отыскать эту благороднейшую и архаичную разновидность англосакса, - это современная британская "Интеллидженс сервис". В своем почти нетленном виде (и, конечно, в "экспортном варианте") джентльмена гораздо легче обнаружить в наше время в бывших британских колониях - от Новой Зеландии до глубокого юга США. Джеймс Бонд оказался реализацией массового народного мифа об английском джентльмене и потому даже в своей вульгарной, сниженной ипостаси был принят и одобрен широким зрителем всего мира, который в таком его виде без труда смог себя с ним идентифицировать.

Основатель парижского "Клуба Джеймса Бонда" Лоран Перрио жалуется, что в последних фильмах о Бонде "реклама потребительских товаров заслонила главного героя". В этом видится суровая и печальная правда. Впечатление такое, что первые две цифры в номере 007 стали обозначать не право на убийство, а право на продажу. В отделах часов английских (и, видимо, не только английских) универмагов уже давно красуются портреты Пирса Броснана с "Омегой" на запястье. В магазинах компании БМВ - портрет того же Броснана, облокотившегося на фирменный автомобиль. На фотопортретах в магазинах мужской одежды агент 007 щеголяет в костюмах и пальто от Бриони. Покупая электобритву фирмы "Филипс" или электронную аппаратуру фирмы "Сони", вы неизбежно встретитесь глазами с тем же Броснаном с означенными предметами в руках. Всеми этими вещами британский суперагент пользуется (точнее, демонстрирует их) по ходу фильмов. В Америке в контору кинокомпании МГМ - прокатчика этих фильмов в США - стоит очередь представителей крупнейших фирм мира, предлагающих огромные деньги за показ в бондианских фильмах их продукции. Явная и скрытая реклама приносит их создателям почти столько же, сколько прокат. В выходящем в свет в ноябре "Умри в другой раз" будет рекламироваться огромное число новых и старых товаров. Авиакомпания "Бритиш эруэйз" предоставила его киногруппе свой "Боинг-747" в обмен на показ в фильме кабины первого класса своей компании. И сейчас БЭ проводит рекламную кампанию под лозунгом "Летайте, как Бонд!" Водка "Финляндия" уже вытеснила из кинобондианы "Смирнофф", а "Астон Мартин" - спортивные БМВ. Так что при желании последние фильмы о непотопляемом английском разведчике можно смотреть и как череду эффектных рекламных клипов.

Несмотря на оглушительный успех, фильмы о Бонде за 40 лет получили лишь две второстепенные премии "Оскар", и обе за технические достижения: за лучшее акустическое звучание и лучшие спецэффекты. Однако главное достижение создателей кинобондианы, которой не видно конца, конечно же, процветающий и высокодоходный кинобизнес. Ян Флеминг, который черпал сюжеты своих романов из реалий "холодной войны", немало подивился бы, глядя на нынешние "рекламные подвиги" своего героя. Впрочем, фильмы о Бонде уже давно не снимаются по его романам. Сам их автор скончался от сердечного приступа в 1964 г. в возрасте 56 лет. Однако магическое имя "Джеймс Бонд", которое он дал своему герою, продолжает служить неисчерпаемым источником создания фантастических кинозабав и развлечений для уставшего от повседневных забот и страхов человечества.

Ефим Барбан

Оригинал статьи:

Московские Новости

 

Hosted by uCoz