За 40 лет музыка к бондиане
превратилась в такой же связанный условностями и
правилами продукт, как и сама серия о неуловимом
спецагенте. Разлапистый и тревожный звук труб,
зовущих Джеймса Бонда в очередной поход за
девицами и против мирового зла, из китчевого и
малопочтенного баловства превратился в
отдельный жанр, с которым уже теперь сверяют часы
музыкальные критики, рецензируя очередную
пластинку.
Все эти саундтреки к несуществующим
фильмам, весь этот китч нуар, шпионские мотивы и
электронные сюиты "кто там притаился в
кустах" берут свое начало в далеком 1962 году,
когда на экраны вышел "Доктор Ноу", а в
титрах прозвучала бессмертная тема Джеймса
Бонда - с тем чтобы звучать в каждой следующей
серии. В 1992-м кто-то дотошный подсчитал, что ее
слышало около половины населения всего земного
шара - и в это, в общем, легко поверить.
Написал ее композитор Монти Норман -
человек, согласившийся на предложение продюсера
Кабби Брокколи сочинить что-нибудь для
"Доктора Ноу" без особого интереса и лишь
потому, что ему обещали халявную поездку на
Ямайку. "Тему Джеймса Бонда" он выудил из
своего архива: она должна была звучать в мюзикле
"Дом мистера Бизвэ", который так и не вышел в
свет. Впрочем, согласно другой, довольно
популярной версии он услышал ее как раз на Ямайке
- от уличных музыкантов, скоренько записал и
выдал за свою. Произносить эту версию вслух надо
с осторожностью, поскольку Норман давно и с
удовольствием судится с каждым, кто ее
озвучивает. В любом случае, гордился он этой
коротенькой мелодией не сильно и совершенно не
предполагал, что она обеспечит его до конца дней.
Еще не оперившаяся эстетика "музыки к Бонду"
в "Докторе Ноу" трепещет самыми
неожиданными красками: в ней много популярной
тогда "тропиканы", а песенку "Под деревом
манго" поет Шон Коннери собственной персоной.
После премьеры фильма Норман с
облегчением вернулся к написанию музыки к
театральным постановкам, а благодарная работа по
озвучиванию приключений агента 007 перешла в
цепкие пухлые ручки Джона Барри, который
впоследствии окучит рекордное количество серий
и тем внесет свое имя в пятерку лучших
кинокомпозиторов всех времен. Время от времени
Барри брал отгул и какую-нибудь неважную серию
озвучивал кто-нибудь другой: Берт Бакарак, сэр
Джордж Мартин или, к примеру, Мишель Легран. Все
они при работе боязливо оглядывались на
внушительную тень Барри и старались сделать так,
чтобы их шпионские сопелки не сильно отличались
от оригинала. Тем же, кто пытался
соригинальничать (некто Марвин Хамлиш, озвучивая
"Шпиона, который меня любил", понасовал в
саундтрек модного тогда фанка), киноманы потом
строили рожи и делали всякие малоприятные
гадости.
И это правильно: музыкальная бондиана
заранее поставила себя так, что на моду ей должно
быть глубоко плевать - она была устаревшей по
меркам любого десятилетия. Взять один из
классических саундтреков Барри - к
"Бриллиантам навсегда": в чартах в этот
момент значится Rolling Stones, в Англии бушует
глэм-рок, а за кадром Ширли Бейси надрывается так,
словно бы на дворе - середина пятидесятых.
Впоследствии участие в озвучивании очередной
серии про Бонда стало рассматриваться как
госпремия и рыцарский титул одновременно: спеть
заглавную песню почли за честь Пол Маккартни, A-Ha,
Duran Duran и Тина Тернер (откровенно копировавшая
Ширли Бейси), а в девяностых - Garbage, Шерил Кроу и
вот теперь - Мадонна.
Всех упомянутых артистов можно
услышать на очередной, Бог знает какой по счету
компиляции "The best of Bond… James Bond", выпущенной
аккурат к премьере, а Мадонну - на новом
саундтреке, который тоже уже продается.
Различными же вариациями, обработками и
кавер-версиями музыки к бондиане можно до отказа
забить небольшую комнату: тут будут такие
смешные люди, как Guns N' Roses, Soft Cell, Жан-Жак Перье,
Tindersticks, Skatalites, Джон Зорн, Барри Адамсон, и еще
сотни других. Отдельного "ура" заслуживает
Каунт Бейси с пластинкой "Basie meets Bond",
записанной в далеком 1965-м, где популярные на тот
момент бондовские мелодии утоплены в веселой
свинговой шалости.
Олег Кармински
Оригинал статьи:
Газета
"Известия"