"Умри, но не
сейчас" - явный перебор и в количественном, и в
качественном смысле
Рекламная аббревиатура названия
нового фильма о Джеймсе Бонде составила слово DAD,
то есть "папаша". И хотя у славного
британского разведчика, вот уже 40 лет не
сходящего с экрана, вроде бы нет официально
признанных детей, на самом-то деле агент 007 давно
имеет множество незаконнорожденных сыновей,
число которых увеличивается с каждым годом.
Перед выходом ленты "Умри, но не сейчас",
считающейся 20-й частью (если не принимать во
внимание возникший на отшибе "Никогда не
говори "никогда") лихих похождений
"джентльмена в смокинге и с лицензией на
убийство", появились картины "Идентификация
Борна" и "ХХХ" с несомненно годящимися в
"детки" молодыми героями Мэтта Дэмона и Вина
Дисела. Их тут же поспешили объявить
современными Бондами.
Однако вернувшийся в кино
"папаша" (забавно, что авторы пытались
обеспечить ему "прямое родство" с первым
исполнителем роли британского разведчика,
пригласив Шона Коннери в качестве отца Джеймса
Бонда, но напоследок выяснили, что в романах Иэна
Флеминга герой был сиротой) действительно
напомнил всем, кто он есть. Пожалуй, главным
достоинством фильма Ли Тамахори, новозеландца по
происхождению, несколько лет назад
экспортированного в Голливуд, следует признать
то, что ему удалось вписать одного из
"классических серийных героев
кинематографа" (наряду с Франкенштейном,
Дракулой, Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном,
доктором Джекилом и мистером Хайдом, ну кто там
еще?!) в супертехничный и практически
фантастический контекст новой эпохи. Честно
говоря, и раньше, например в "Мунрейкере",
созданном более двадцати лет назад, творцы
"бондианы" стремились косвенно породнить
агента 007 с персонажами разнообразных
"космических саг", тогда только возникших на
кинонебосклоне. Правда, Роджер Мур выглядел
старовато, несмотря на всего лишь 52-летний
возраст. А вот Пирс Броснан, отметивший свое
51-летие на съемках "Умри, но не сейчас",
кажется вполне моложавым красавчиком,
энергичным и подвижным мужчиной в расцвете сил.
Преждевременная смерть герою не
грозит, пусть он и впервые оказывается на грани
физического перехода в мир иной (прежние
"комиксовые опасности" все-таки не в счет!),
когда попадает в тюрьму в КНДР и подвергается
пыткам. Но гораздо невыносимее для Джеймса Бонда
последовавшее за освобождением в результате
обмена на северокорейского шпиона явное
недоверие родимой разведки, из-за чего он (опять в
первый раз) становится "человеком вне
системы", представляя только самого себя и
действуя по собственной инициативе, не будучи
защищенным властью "королевы и отечества". А
хочет непременно отыскать тех, кто его подставил
в Корее, и в итоге выходит на новоявленного
"спасителя человечества" Густава Грейвза,
который строит в Гренландии не только ледовые
замки, но и мечтает при помощи подобия
искусственного солнца покорить весь мир, что
вообще свойственно главным злодеям из
"бондианы".
Вот тут и таится основной прокол ленты
Тамахори, поскольку зримое воплощение
вселенского негодяйства начинает дробиться на
несколько персон, словно тиражирующийся Доктор
Зло в цикле пародийных шпионских комедий про
Остина Пауэрса. Да и "американская
политкорректная версия Бонда", а именно -
заокеанская шпионка Джинкс, больше путающаяся
под его ногами, отвлекает внимание как очередная
девушка любвеобильного британского агента,
которому в придачу также достается
соотечественница-коллега Миранда Фрост, "та
еще штучка"!
И если уж говорить о недостатках
"Умри, но не сейчас", то это как раз перебор -
в количественном и в качественном смысле слова,
что в принципе присуще многим картинам об агенте
007, когда заигравшиеся авторы впадают в раж, не
могут вовремя остановиться, удержаться от
навязчивого желания схватить еще одну карту в
игре в очко. Чуть ли не всегда получается больше,
чем 21. Впрочем, создатели якобы 20-й (фактически -
21-й) серии точно не прогадали, потому что она
может впервые в истории достичь
двухсотмиллионного рубежа кассовых сборов лишь
в США, не говоря уже об остальном мире, где общая
сумма будет вдвое больше.
Джеймс Бонд врывается в XXI (опять очко!)
век на стремительной, готовой быть вообще
невидимой машине марки "Эстон Мартин". У
"папаши" есть еще немало пороха в
пороховницах!
Сергей Кудрявцев
Оригинал статьи:
Независимая
газета