Главная

Киношный
Бонд
Фильмы
Бонды
Девушки
Злодеи
Автомобили
Книжный Бонд
Биография
Флеминг
Книги
Пресса
Разное
Midi
Ссылки
Гостевая
e-mail

Джеймс Бонд против газеты "Завтра"

Впервые в тридцатипятилетней истории бондианы российский зритель увидел новую серию фильма вместе со всем миром. А лицензионную видеокопию - и раньше всех. Не от хорошей жизни, а чтобы сократить убытки от видеопиратства. Зато впервые мы смеемся шуткам Бонда на равных с остальным человечеством. Для нас, может быть, они даже более смешны - наша действительность способна обогатить новый сюжет незапланированными подробностями.

 

Глава информационной империи Эллиот Карвер устраивает прием в честь открытия новой телевизионной сети. К нему подходит элегантный обаятельный мужчина и представляется: «Я банкир. Меня зовут Бонд. Джеймс Бонд». Карвер, впрочем, почему-то не узнает самого известного в мире секретного агента и небрежного роняет: «Вокруг меня слишком много банкиров. Так и лезут».

Российский зритель впервые за всю историю бондианы «попал в фазу». Все, о чем рассказывается в новой, восемнадцатой серии, теперь актуально и для бывшей шестой части суши. А уж особенно - информационная война и выбор в качестве очередного злодея телевизионного магната и владельца газеты с говорящим названием «Завтра». «Четвертая власть» забрала слишком много власти и теперь уже не только рассказывает о новостях, но и творит их. Журналисты, пару десятков лет назад бывшие самыми любимыми положительными героями общества - кто воевал с Фантомасом? А вспомните фильм Герасимова «Журналист»! - теперь становятся воплощением произвола и беззакония. Кто убил златовласую принцессу Диану? А кто ссорит Ельцина с Чубайсом?

Принцип Карвера «Лучшая новость - плохая новость» приводит его к решению спровоцировать колоссальный международный скандал, вооруженный конфликт между Британией и Китаем, смену китайского правительства... А что он с этого будет иметь? Почти ничего - только право эксклюзивного вещания на Китай в течение 50 лет!

Но есть человек, который в силах поставить преграду беззастенчивому цинизму СМИ. И вы знаете его имя.

После снявшегося в шести фильмах о Бонде незабываемого лопоухого шотландца Шона Коннери с его мальчишеской улыбкой и добродушной иронией ирландец Пирс Броснан, пожалуй, самый удачный кандидат на эту роль. В «Золотом глазе» он разминался, в новом фильме шкура Бонда сидит на нем как влитая. Хотя его партнерша еще лучше. Несмотря на сильные позиции британских феминисток под стать Бонду обычно только девушки из коммунистического лагеря, на этот раз его подруга - китаянка. Мишель Йио, английская актриса, малазийка по рождению, демонстрирует высший класс гонконгских боевиков - ее драки по интенсивности ударов ничуть не уступают мужским, а изящества и грации, естественно, побольше.

Но самой эффектной героиней нового фильма стала машина BMW - Кью как всегда припас для 007 особые штучки: на этот раз дистанционно управляемый автомобиль. Концерн разработал специально для фильма параллельную систему управления, при помощи которой можно было создавать иллюзию движения автомобиля без водителя, и предоставил для съемок десяток машин, безжалостно разбитых во время трюков. За это почетное право BMW заплатил круглую сумму.

Однако посадить главного британского героя на немецкую машину - это революция национального сознания, равная покупке немцами же «Ролс-ройса». Создатели фильма оправдываются необходимостью делать картину более интернациональной, более европейской. На волне создания единого пространства Общего рынка Бонд ездит на немецком автомобиле, носит итальянские костюмы, стреляет из шведского телефона фирмы «Эрикссон» и пьет водку «Smirnoff» - дань заокеанским партнерам.

Вооружившись всем этим интернациональным арсеналом, Бонд приходит на обширный и таинственный российский рынок.

В России Бонда знали в основном понаслышке. Имя агента 007 появилось на российских просторах намного раньше, чем на экранах первых видиков замелькали кадры, знакомые всем европейцам среднего поколения с раннего детства. Джеймс Бонд воплощал собой настоящий Запад, он был окутан ореолом поэзии цивилизации с его роскошными красотками, престижными марками сигарет, любимым «Мартини» и легкостью передвижения по миру. Это теперь мы смотрим подряд все серии бондианы на даче, перед цветным японским телевизором, попивая при желании любимый напиток секретного агента водка-мартини или же просто столовое вино № 21, а в гараже у нашего - не слишком симпатичного - соседа стоит как раз BMW. Пятнадцать лет назад все это показалось бы сном. Как раз в то время нынешний продюсер фильма американец Майкл Уилсон выступал в качестве соавтора сценария фильмов «Только для ваших глаз» и «Осьминожка». Мир Бонда оказался куда стабильнее реального.

Наш Штирлиц, конечно, тоже в определенном смысле был Бондом - солидным советским неулыбчивым шпионом, впрочем без этого сомнительного буржуазного гедонизма. В сущности, в русской культуре с идеальными героями всегда было неважно, а попытки в советское время заполнить этот вакуум удавались лишь отчасти. Подводило чувство меры, и не случайно народному сознанию понадобилось сочинить серию анекдотов про советских героев - от Чапаева до Штирлица: чтобы немного смягчить громокипящий пафос их литературных и кинематографических версий.

Про Бонда анекдоты придумывать было бы странно. Он сам - готовый анекдот. Бонд - продукт стабильного и взрослого общества. Отношение к нему в меру ироническое: конечно, сомнение в том, уж не пародия ли он, закрадывается с самого начала. Однако при всей иронии и безусловной усмешке его создателей Бонд верит в идеалы, выполняет приказы старших по званию, верен королеве, при этом независим, женолюбив и позволяет себе всего лишь маленькие анархические вольности.

Еще до появления бондианы в России мы посмотрели пародию на супергероя масскультуры в фильме «Великолепный», в котором Бельмондо сыграл несчастного писателя бульварных романов о супермене, мечтающего вырваться из-под власти своего героя. (Кстати, Флеминг тоже ненавидел Бонда, но, даже написав 14 романов, он и представить себе не мог, какого джинна выпустил из бутылки.)

Супермен бессмертен, всесилен и никогда не теряет головы и чувства юмора. С каким наслаждением герой Бельмондо заставлял его страдать ангиной, поносом, жаловаться на порезанный палец, промахиваться мимо машины... Это была настоящая грубая мужская месть непобедимому сопернику.

Джеймс Бонд сделан гораздо изящнее, он позволяет с легкостью насладиться всеми запретными для настоящих взрослых детскими игрушками - бах-бах, пули свистят, мир летит в тартарары, но герой с улыбкой замочил всех, отряхнулся, пошутил и, поцеловав блондинку, отправился по месту дальнейшего прохождения службы.

Вообще Бонд - отличное средство для лечения всех неврозов ИХ цивилизации. Но не уверена, что этого легкого слабительного достаточно для тяжелых российских запоров.

Советская Россия, кстати, легко вписывалась в схему бондовских сюжетов - с разрушением железного занавеса сценаристы бондианы оказались в большом затруднении: новое пространство с трудом поддавалось привычной стилизации. К счастью, в новой серии России почти нет - только первый эпизод происходит где-то недалеко от русской границы, где идет бойкая торговля оружием, в том числе и ядерным. Поэтому российский зритель может смотреть картину спокойно - англо-вьетнамские джунгли для него достаточно условны. Можно просто отдохнуть и расслабиться.

Однако несмотря на роскошные съемки, обошедшиеся в сумму, превышающую 100 миллионов долларов, на мотоциклетные гонки по крышам Бангкока, на затяжные прыжки с парашютом и падения с крыши небоскреба, неизвестно, получится ли у Бонда победить в российском прокате другой суперблокбастер этого года - фильм «Титаник», стоивший 200 миллионов. Российское воображение имеет свои масштабы для катастрофы.

Алена Солнцева

Оригинал статьи:

Журнал "Огонек"

 

Hosted by uCoz